Успенская церковь с.Оек
Краткая историческая справка
Основание Оекского селения
Издавна долина р.Куды была заселена одним из самых многочисленных бурятских племен – булагатами. Во второй половине XVII века, местность эта, удобная для сельского хозяйства, привлекла русских земледельцев. Здесь, поблизости от Иркутска, основанного в 1652 году как зимовье и укрепленного в 1661 году как острог, стали возникать казачьи заимки, которые должны были обеспечить хлебом служилых, торговых и промышленных людей острога. В это время образовались заимки Усть-Куда, Урик, Куда и Оек, которые в дальнейшем выросли в крупные селения.
Казачьи заимки, хотя и возникали на обжитых бурятами землях, но не сливались с улусами, а образовывали самостоятельные малодворные русские поселения. В 1660-е – 1670-е гг. в заимках насчитывалось всего несколько дворов, в Урике – 16, в Усть-Куде – 12, а главном опорном пункте – в Иркутском остроге в 1675 г. — 40 дворов.
Учитывая малодворность русских заимок, предполагается, что первая церковь в Кудинской долине была устроена не ранее чем в 1680-е годы, поскольку едва ли возможно, что ее возвели одновременно с первой Иркутской Спасской церковью (1672 г.). Вероятно, ее построили в с.Кудинском, расположенном ближе к Иркутскому острогу и на перекрестке путей освоения долины. Доказательством тому могут быть следующие факты: во-первых, доподлинно известно, что к 1690 году в Кудинском селении уже имелась церковь; во-вторых, церковь эта в дальнейшем стала центром крупного благочиния; и в третьих, документы умалчивают о существовании церквей в этот период в других селах.
Селение Оекское возникло, ориентировочно, в последней четверти XVII века. В 1688 году началось заселение местности в 35 верстах (37 км) от Иркутска в пойме р.Куда и р.Оек. По приказу иркутского воеводы Леонтия Кислянского, здесь были поселены первые пашенные крестьяне Панкрат Тимофеев, Сорокин и Евсей Емельянов.1 Место было выбрано удобное как для земледелия, так и для скотоводства. Вероятно, бурятское население Буяновского и Абаганатского родов, обитавшее здесь ранее, миролюбиво отнеслось к русским казакам, поселившимся по соседству, и небольшая заимка скоро превратилась в село. Населили ее крестьяне, принудительно отправленные в Сибирь «по указу», то есть по особому правительственному распоряжению «… поселены отцы наши и мы нижайшие во оную Оекскую слободу по указу».2 Землеустройством оекских крестьян занимался боярский сын Иван Максимович Перфильев.
Первая деревянная Афанасьево-Кирилловская церковь
Сначала в Оекском селении построили небольшую деревянную часовню. Точное время ее возведения не установлено, но предполагается, что произошло это одновременно с основанием поселения в конце 1680-х годов. В начале 1690-х годов сруб ее был достаточно крепок для дальнейшего использования. Крестьяне села, и часовня были приписаны, вероятно, к приходу Кудинской Троицкой церкви.
Год 1697 можно считать временем основания церкви и самостоятельного прихода в с.Оек. В этом году к существующей часовне, согласно просьбе прихожан, по благословению сибирского митрополита Игнатия, был прирублен алтарь, и здание было освящено по чину церкви «… в прошлом же 7205 (1697) году по прошению нашему, и по благословению Преосвященнейшего Игнатия Митрополита Тобольского и Сибирского, прирублен ко оной Часовне Святый олтарь и освящена церковью, о котором пристроении от Его Преосвященства и благословенная грамота дана, в которой церковь и поныне действительно божественная литургия совершается».1 Церковь была однопридельная и именовалась Афанасьево-Кирилловскою, как посвященная святым Афанасию и Кириллу Александрийским патриархам.2 Стояла эта церковь севернее сохранившейся каменной церкви, в том месте, где в дальнейшем был установлен памятный знак, отмечающий место престола первого храма.3
Первая Оекская Афанасьево-Кирилловская церковь показана на чертеже С.Ремезова (1701 г.).4 «Аецкая слобода», так именуется на чертеже с.Оек, состоит из деревянной церкви в окружении крестьянских изб. Рядом со слободой расположены юрты «братских кочевых людей». На чертеже все постройки изображены схематично, и поэтому можно восстановить только приближенный облик храма. Церковь помимо высокого, вероятно, шатрового храма и алтарного выступа, возможно, перекрытого бочкой, имела обширную трапезную. Печная труба, нарисованная над кровлей трапезной, свидетельствует, что церковь отапливалась и поэтому могла использоваться круглогодично.
В 1706 году, при образовании в Тобольской митрополии отдельного Иркутского и Нерчинского викариатства, Афанасьево-Кирилловская церковь, в числе других, была передана в ведение викарного епископа Варлаама. Позже, в 1727 г., при учреждении самостоятельной Иркутской епархии, она передается в ведение епископа Иннокентия Кульчицкого.
В житии Святителя Иннокентия описывается посещение им Афанасьево-Кирилловской церкви и необычное явление, сопутствующее этому и свидетельствующее о ясновидческом даре преосвященного, причисленного позже Русской Православной Церковью к лику святых. Крестьяне Оекского селения просили епископа Иннокентия отслужить у них литургию 9 июня в престольный праздник Кирилла Патриарха Александрийского. «Хорошо, — сказал Святитель, — мы съездим вперед по лету, а назад по зиме». Загадочная фраза была понята лишь на следующий день, когда неожиданно в летний день выпал глубокий снег и епископ, по совершении в церкви литургии, возвратился в Иркутск на санях.